(Қазақша) 2288

(Қазақша)  

 

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Управление занятости
и социальной
защиты г. Нур-Султан

8 (7172) 55-14-74

г.Нур-Султан Достык 13

Краткие разъяснения законодательства в области этнической иммиграции

 За период со дня обьявления Казахстаном своей независимости в 1991 году в его столицу – в город Астану к началу текущего года прибыло 17 тыс. оралманов (около 4857 семей). До 2011 года включительно большая часть этнических казахов были приняты по квоте иммиграции, им была оказана социальная помощь. А до 2005 года семьям, включенным в квоту иммиграции оралманов со стороны государства были выделены жилье на средства из республиканкого бюджета. На сегоднящний день прибытие и размещение оралманов не охвачены социальной помощью государства. Потому что, начиная с 2012 года прием оралманов по квоте иммиграции оралманов, утверждаемый ежегодными Указами Главы государства, приостановлено по всей стране.

Результаты оценки современного геополитического положения  и возможностей развития регионов страны, а также анализ их экономического  направления в будущем, показывает значительный рост значения роли внутренней   и внешней миграции населения в регионы, где имеется спрос на трудовые ресурсы   и определены приоритетными в дальнейщем развитии экономики государства. По этому, потоки внешней и с 2015 года внутренней миграции намечены  направлять в северные, восточные, и западные регионы страны, Акмолинские, Атырауские, Костанайские, Павлодарские, Восточно-, Западно- и Североказахстанские области утверждены регионами для принятия переселенцев (постановление Правительства РК № 248 от 20 марта 2014 года).

Начиная с вышеназванного 2014 года (25 мая) в городах Астана и Алматы присвоение статуса оралмана было приостановлено. Теперь в этих городах, на оснований вновь принятого Закона Республики Казахстан «О внесений изменений и дополнеиий в некоторые законодательные акты Республики Казахстан  по проблемам миграции и обеспечения занятости населения», начаты прием ходатайств  возвратившихся на свою историческую родину этнических казахов на присвоение статуса оралмана.

Однако, Закон РК «О миграции населения» и другие законы, призванные на регулирование процесов миграции (в том числе этнической имиграции) не обеспечили полное и оптимальное решение проблем названной отрасли и сейчас пересмотрен, подвержен изменениям согласно современным требованиям. Закон, поставивший цель изменения и дополнения этим законам подписан Главой государства  24 ноября 2014 года.

Исходя из вышеизложенного, считаем необходимым дать разъяснения нижеследующим изменениям и дополнениям, введенным в законодательство по отрасли миграции (в том числе Закону РК «О миграции населения»).

1. Статья 1 Закона РК «О миграции населения» дополнен пунктом 19-1, где этническим казахам представлена возможность оформления ходатайства для получения статуса оралмана через Государственную корпорацию «Правительство для народа», оказывающий государственные услуги по принципу «одного окна» непосредственно по месту прибытия, или, в электронном формате;

  1. По пункту 4 статьи 6 настоящего закона этнические казахи, как и другие иммигранты, временно пребывающие в Республике Казахстан, должны зарегистрироваться в течении пяти календарных дней после пересечения Государственной границы Республики Казахстан и получить разрешение на временное проживание в органах внутренних дел. Этнические казахи, независимо от категории визы могут обращаться  для получения разрешения на постоянное проживание в нашей стране;
  2.  На оснований подпункта 1 пункта 6 статьи 15 местные исполнительные органы принимают ходатайства этнических  казахов на присвоение статуса оралмана с приложенными к нему необходимыми документами, также могут подать заявления  через Государственную корпорацию;
  3. По подпункту 1 статьи 17 оралманы отнесены на две категории, они: 1) оралманы, включенные в региональну квоту иммиграци и 2) Прибывшие на территорию Казахстана самостоятельно и проживающие оралманы.

Здесь  необходимо сказать, что в Алматинская, Кызылоринская, Жамбылская, Южноказахстанская, Карагандинская, Актюбинская, Мангыстауская области и городах Астана и Алматы не включены в список регионов, определенных Правительством РК для расселения оралманов. Однако, местные исполнительные органы (акиматы) на будущие периоды имеют возможность внести предложения по приему оралманов в Правительство Республики Казахстан через уполномоченный орган;

  1. Согласно пункта 2 статьи 18 этнические казахи, проживающие за пределами Республики Казахстан для получения статуса оралмана и (или) включения в квоту иммиграции могут подать ходатайства в заграничные учреждения (посольства) Казахстана;

6. В соответствии с пунктом 2 статьи 21 местный исполнительный орган  в течении пяти рабочих дней со дня обращения этническим казахам и членам их семей присваивает статус оралмана и выдает удостоверение оралмана, подтверждающий статус, или обоснованно отказывает в удовлетворений ходатайства.

А по пункту 3 национальность претендента на статус оралмана определяется в соответствии с записьями в документах, удостоверяющих личность, а в случае отсутствия такой записи на оснований других документов, подтверждающих национальность.

На оснований пункта 3 статьи 25 статус оралмана прекращается по истечений одного года со дня присвоения статуса;

7. Одним из положительных сторон для оралмана  нового закона является, как указано в пункте 4 статьи 23, это возможность назначения местными исполнительными органами единовременнх пособий и выплат, охватывающий расходы по переезду и перевозу домашнего имущества оралманам и членам их семей, прибывшим вне региональной квоты переселения оралманов .

А по вновь введенному подпункту 1 пункта 4 оралманы освобождаются от внесения таможенных сборов за провоз имущества личного пользования, включая транспортное средство;

8. Первичное размещение этнических казахов и их членов семей в центрах временного размещения оралманов до получения статуса оралмана по их желанию осуществляется в условиях и в сроки, определенные уполномоченным органом миграции населения. Данная норма оговорена в пункте 1 статьи 24;

9. Часто встречаются неправильное изложения имен, имен отца и фамилии в документах, удостоверяющих личность возвратившихся из зарубежной страны большинства оралманов. В 3 подпункте пункта 1 статьи 26 разьясняемом законе говорится: оралманы и члены их семей, после принятия гражданства Республики Казахстан  на оснований имеющихся документов имеют право на правильное изложение имени, отчества (если имеется) и фамилии на казахском языке. Для этого с документами, где допущены ошибки, обращаются в центр обслуживания населения, или в учреждения записи актов гражданского состояния с заявлением.

10. Еще одно приятное нововведение – это то, что согласно пункта 5 статьи 26 оралманы и члены их семей имеют право на временную регистрацию в центрах адаптации и интеграции оралманов, центрах временного размещения оралманов при отсутствии служебного и собственного жилья на срок не более одного года; А по пункту 1 статьи 33 этнические казахи, прибывшие в Республику Казахстан с целью получения образования, после поступления на учебу имеют право на временную регистрацию в общежитиях учреждений технического и профессионального, послесреднего, высшего и послевузовского образования и подачу ходатайства на постоянное проживание и о приеме в гражданство Республики Казахстан в упрощенном (регистрационном) порядке.

Ряд положительных изменении связаны с изменениями и дополнениями и в другие законы Республики Казахстан в области этнической иммиграции.

  1. Один их них – Закон Республики Казахстан «О гражданстве Республики Казахстан» от 20 декабря 1991 года, где по статье 16-1 представлена возможность этническим казахам принятие казахстанского гражданства  упрощенным (регистрационным) порядком: 1) независимо от срока проживания, оралманам, постоянно проживающим на территории Республики Казахстан и 3) этническим казахам, обучающимся в высших учебных заведениях Республики Казахстан .

Узаконено срок рассмотрения поданных ходатайств на принятие гражданства по данному порядку не выше трех месяцев со дня подачи заявления;

2. В статье 22 оговорено об изменении гражданства детей до 14 лет вместе       с гражданством родителей. По определению гражданства не достигших совершеннолетия предусмотрены и другие позиции закона.

Необходимо отметить, что в адаптации соотечественников, возвратившихся на свою историческую родину,  на новом месте пребывания могут встретиться вопросы в решении и других социальных вопросов. Наряду с этим, с начала этого года для исполнения требований вышеназванного закона касательно области этнической иммиграции законодательные акты, подготовленные вышестоящими уполномоченными органами зарегистрированы в Министерстве юстиции Республики Казахстан и поступают в местные исполнительные органы.

И по решению ряда вопросов и волнующих проблем в них у Вас будут желания получить советы. При возникновений подобных вопросов, уважаемые соотечественики, в рабочие дни кроме субботы и воскресенья, можете подойти  в отдел миграции, расположенный по адресу: город Астана, улица Шолпан Иманбаевой, дом 16, кабинет 301, или можете связаться по телефону 21-10-99.

Желаю приятного переселения! 

 

Руководитель Управления

занятости, труда и социальной

защиты города Астана                                                     Е. Оспанов