(Қазақша) 2288

(Қазақша)  

 

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Управление занятости
и социальной
защиты г. Астаны

8 (7172) 55-14-74

г. Астана, ул. Достык, 13

Концепция занятости населения города Астаны на 2018-2021 годы

Проект

Концепция занятости населения

города Астаны на 2018-2021 годы

1. Общие положения

Настоящая Концепция занятости населения города Астаны на 2018-2021 годы (далее – Концепция) разработана в соответствии с законами Республики Казахстан от 23 января 2001 года «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан», от 6 апреля 2016 года «О занятости населения», Программой развития города Астаны на 2016-2020 годы, утвержденной решением маслихата города Астаны
от 11 декабря 2015 года, при участии экспертов в лице общественных деятелей, депутатов маслихата города Астаны, представителей государственных органов, региональной Палаты предпринимателей, неправительственных организаций и работодателей.

Концепция определяет цели, ключевые задачи и основные направления по обеспечению эффективной занятости населения города Астаны.

В рамках Концепции рассмотрены этапы возможного развития рынка труда города Астаны с учетом социально-экономического развития столицы.

2. Введение

В условиях современного развития экономики сбалансированный рынок труда занимает важное место.

Занятость является движущей силой экономического развития, а не только производной спроса на трудовые ресурсы.

Рыночные перекосы спроса и предложения на рабочие места подают неверные сигналы системе образования, что ведет к дефициту динамизма развития частных компаний, технологическому отставанию и соответственно замедлению экономического роста.

Напротив, эффективный рынок труда и соответствующие навыки важны для городов и стран, пытающихся продвинуться вверх по лестнице добавленной стоимости, они могут стать катализаторами инноваций, обеспечить выгоды от трансферта знаний и, таким образом, служат стимулом модернизации экономики и создания новых рабочих мест в инновационных секторах экономики.

Демографические процессы, глобализация, урбанизация, технический прогресс и макроэкономические кризисы порождают огромные проблемы в сфере занятости. Страны, которым не удастся их решить, могут столкнуться с порочным кругом медленного роста заработков и неудовлетворенности работой у значительной части рабочей силы.

Приоритетными вопросами становятся внутренняя миграция населения в города и создание рабочих мест для прибывших мигрантов. Объективно, городские агломерации страны и областные центры – это магниты для внутренних мигрантов. Это является естественным процессом. Люди идут туда, где лучше условия и возможности.

Поэтому, важно не сдерживать процесс миграции, а правильно задавать направление миграции, развитию рынка труда, созданию благоприятной среды для обучения и приобретения новых навыков и привлечения талантов в город.

При этом, страны и города должны инвестировать в навыки не только для того, чтобы помочь людям выйти на рынок труда, но и для того, чтобы защитить их от риска потери работы или низкого качества рабочих мест, а также для продвижения международной конкурентоспособности и экономического прогресса во взаимосвязанном мире.

В этой связи, городу Астане для реализации поставленной Главой государства задачей необходимо выстроить эффективный рынок труда и проводить соответствующую политику по подготовке специалистов и приобретению навыков для развития массового предпринимательства и инновационного производства в рамках проводимой политики.

3. Анализ ситуации в сфере занятости населения

В целях снижения безработицы в столице реализовывались следующие программы:

Программа по борьбе с бедностью и безработицей на 2000-2002 годы, утвержденная постановлением Правительства Республики Казахстан от 3 июня 2000 года № 833;

Программа по снижению бедности в городе Астане на 2003-2005 годы, утвержденная решением маслихата города Астаны от 4 июля 2003 года
№ 245/47-II;

Программа занятости населения города Астаны на 2006-2007 годы;

Программа по обеспечению занятости населения города Астаны на
2008-2010 годы;

План мероприятий по исполнению Плана действий Правительства Республики Казахстан на 2009 год по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 6 марта 2009 года «Через кризис к обновлению и развитию» (Дорожная карта), утвержденный постановлением Правительства Республики Казахстан от 10 марта 2009 года № 274;

Дорожная карта 2010 года;

Программа занятости 2020, утвержденная постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 марта 2011 года № 316;

Дорожная карта занятости 2020, утвержденная постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 марта 2015 года № 162.

С января 2017 года реализуется Программа развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017-2021 годы, утвержденная постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 декабря 2016 года № 919.

С момента реализации программ ситуация на фиксированном рынке труда города Астаны стабилизировалась и имеет определенные позитивные результаты. Этому способствовали проведение последовательных и постоянных мер, предусматривающих содействие в поиске подходящей работы для безработных граждан, организация профессиональной подготовки и переподготовки безработных с учетом потребности на рынке труда, организация и совершенствование оплачиваемых общественных работ и другие дополнительные меры социальной защиты.

3.1. Численность населения

Развитие новой столицы, улучшение ее социально-экономического положения и инфраструктуры способствовали росту общей численности городского населения.

Анализ демографической ситуации, сложившейся в столице за последние годы, показывает стабильное увеличение населения, обусловленное естественным приростом и внутренними миграционными потоками.

Численность населения столицы на 1 октября 2017 года по текущему учету составила 1020722 человек, в том числе, по районам: «Алматы» – 450849 (44,2%), «Есиль» – 186642 (18,3%), «Сарыарка» – 383231 (37,5%).

По сравнению с началом 2013 года общая численность населения города Астаны увеличилась на 242577 человек.

Годы

Числен-ность на начало года

Прирост населения

Естест-венный
прирост
(убыль)

Родив-шиеся

Умер-шие

Миграционный прирост

(сальдо

миграции)

Прибыло

Выбыло

На конец года

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

2013

778145

36274

18397

21896

3499

17877

47839

29962

814419

2014

814419

38384

20504

24082

3578

17880

48107

30227

852803

2015

852803

19781

22269

26134

3865

-2488

31008

33496

872584

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

2016

872584

100108

23794

27845

4051

76314

135489

59175

972692

2017

972692

48030

18292

21258

2966

29738

113605

83867

1020722

(на 1.10.2017г.)

Согласно прогнозам экспертов, к 2025 году население города Астаны может увеличиться до 2,0 миллионов жителей.

Годы

2018 год

2019 год

2020 год

2021 год

2025 год

млн. человек

1,1

1,3

1,5

1,8

2,0

3.2. Численность населения в трудоспособном возрасте

По данным выборочного квартального обследования занятости населения, проводимого Республиканским государственным учреждением «Департамент статистики города Астаны Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан» (далее – органы статситики), в третьем квартале 2017 года общее количество рабочей силы – 510,2 тыс. человек, что составляет 72,6% от доли рабочей силы к численности населения, занятое население – 487,3 тыс. человек, уровень занятости к экономически активному населению достиг 95,5%. Доля наемных работников в общей численности занятого населения составила – 93,7% или 456,5 тыс. человек, доля самозанятого населения – 6,3% или 30,9 тыс. человек. Общая численность безработных – 22,9 тыс. человек, уровень безработицы – 4,5%.

На сегодняшний день из числа занятого населения: в сельском хозяйстве – 3601 (0,7%), промышленности и строительстве – 116512 (23,9%) и оставшаяся часть 367221 (75,4%) человек заняты в сфере услуг (транспорт, здравоохранение, торговля, образование, государственное управление, информация и связь, услуги по проживанию и питанию, финансовая деятельность и т.д.).

Из числа занятого населения имеют: высшее и неоконченное высшее образование – 76,2% (371329 чел.), среднее специальное образование – 23,5% (114645 чел.) и среднее образование – 0,3% (1360 чел.). По возрасту: до 29 лет – 25,5% (124086 чел.), от 29 до 54 лет – 67,9% (331086 чел.) и свыше 55 лет – 6,6% (32162 чел.).

Количество самостоятельно занятого населения составляет 30,9 тыс. человек. По сферам деятельности: 27,5% (8,5 тыс. чел.) – в сфере оптовой и розничной торговли, 10,9% (3,4 тыс. чел.) – в транспорте, 31,1% (9,6 тыс. чел.) – в строительстве, 1,5% (0,5 тыс. чел.) – в предоставлении прочих видов услуг, 5,3% (1,6 тыс. чел.) – в образовании, 3,7% (1,1 тыс. чел) – в сфере сельского, лесного и рыбного хозяйства, 15,4% (4,7 тыс. чел.) – в сфере оказания услуг по проживанию и питанию и другое. Из числа самозанятых 38% составляют женщины, которые заняты в сфере оказания услуг (няня, домработница, реализация товаров и т.д.) и операций с недвижимым имуществом. В числе самозанятых непродуктивно занятые не значатся.

Численность безработного населения составила 22,9 тыс. человек, в том числе: мужчины – 12310 человек (53,8%), женщины 10583 человек (46,2%). Основными причинами незанятости являются: окончания срока трудовых договоров, сокращения рабочих мест – 37,2%, собственное желание – 22,2%, завершение сезонной работы – 7,3%, 2,5% – длительный поиск работы. Безработные в соотношении по возрасту: до 29 лет – 25,8% (5898 чел.),
от 29 до 54 лет – 65,5% (14989 чел.) и свыше 55 лет – 8,7% (2006 чел.), по образованию: высшее и неоконченное высшее – 61,3% (14030 чел.), среднее профессиональное – 35,8% (8198 чел.), среднее и начальное – 2,9% (665 чел.).

3.3. Лица, не входящие в состав рабочей силы

Экономически неактивное население составляет 192102 человек (мужчины – 56624 человек (29,5%), женщины 135478 человек (70,5%), в том числе: 86976 пенсионеры, 23069 – лица с ограниченными возможностями, студенты колледжей и ВУЗов – 78783 человек.

Доля лиц, не входящих в состав рабочей силы по численности населения, – 27,4 %.

Справочно: дети в возрасте от 0 до 7 лет – 164035, школьники – 135633.

3.4. Возрастная структура населения

По возрастной структуре населения, занятого в экономике, наибольший удельный вес составляют работники в возрасте от 25 до 28 лет – 15,4 %,
от 29 до 34 лет – 23,8%, 35-44 лет – 25,1% и 45-54 лет – 19%.

Заняты в экономике по возрастам: от 16-24 лет – 10%, 55-64 лет – 6,5%,
65 и старше – 0,06%.

Среднемесячная номинальная заработная плата в январе-сентябре 2017 года составила 214889 тенге.

3.5. Миграция населения

На численность трудовых ресурсов оказывает влияние миграция населения.

По данным текущего учета населения в январе-сентябре 2017 года в столицу прибыло 113605 человек (внутренняя миграция – 113133 и внешняя миграция – 472) и выбыло 83867 человек (внутренняя миграция – 82818 и внешняя миграция – 1049). Сальдо миграции 29738 человек (положительное сальдо по внутренней миграции + 30315 и отрицательное сальдо по внешней миграции – 577).

Сведения по миграции населения за январь-сентябрь 2017 года

Показатели

Всего

Внешняя миграция

Внутренняя миграция

страны СНГ

другие страны

женщины

мужчины

женщины

мужчины

женщины

мужчины

женщины

мужчины

Прибыло

60412

53193

177

142

77

76

60158

52975

Выбыло

43743

40124

460

408

107

74

43176

39642

Сальдо миграции

16669

13069

-283

-266

-30

2

16982

13333

 

Справочно: в январе-сентябре 2016 года в столицу прибыло 61663 человека и выбыло 35693 человек (сальдо миграции 25970 человек).

Последняя перепись населения, проведенная в 2009 году, показала, что 64% жителей города Астаны не являются ее коренными жителями. В основном это – мигранты из других регионов Казахстана (преимущественно из Акмолинской, Южно-Казахстанской и Карагандинской областей).

         Справочно: в ноябре 2019 года планируется провести перепись населения (в течение 2018 года будут организованы подготовительные работы).

Многие граждане долгое время проживают в столице без регистрации и «невидимы» для статистики, отдельную категорию составляет «маятниковая миграция» (из районов Акмолинской области, прилегающих к столице).

Уровень безработицы в столице в значительной мере формируется за счет миграции из других областей. Так, в структуре ежегодного миграционного прироста, который составляет около 20 тыс. человек, порядка 60% приходится на трудоспособное население. Носит активный характер «Маятниковая миграция», что оказывает значительное влияние в виде нагрузки на инфраструктуру города Астаны и рынок труда.

Защита внутреннего рынка труда города Астаны осуществляется путем ограничения ввоза иностранной рабочей силы (ИРС) и соблюдения работодателями существующих Правил и условий выдачи и (или) продления разрешений работодателям на привлечение иностранной рабочей силы, а также осуществления внутрикорпоративного перевода, утвержденных приказом исполняющего обязанности Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 27 июня 2016 года № 559 (далее – Правила).

Согласно Правилам, жестче осуществляется контроль за квотой на ввоз иностранных специалистов в столицу, отслеживаются должности, профессии, специальности (категории), по которым они привлекаются на работу, а также информированность населения через средства массовой информации о наличии вакансий у работодателей, привлекающих иностранных специалистов. Правилами установлен определенный срок, в течение которого работодатели должны осуществлять поиск специалистов на внутреннем рынке труда, тем самым казахстанским специалистам предоставляется приоритетное право на реализацию своих профессиональных способностей.

При выдаче разрешений предусматриваются особые условия – подготовка, переподготовка и повышение квалификации казахстанских граждан, сохранение существующих и создание дополнительных рабочих мест.

3.6. Динамика численности безработных граждан

    По официальным статистическим данным количество безработных по итогам 3 квартала 2017 года – 22893 человек, что составляет 5,2% к численности безработных по республике (по Республике Казахстан – 441008 человек).

Уровень безработицы составляет – 4,5%, что ниже республиканского показателя на 0,4% (по республике – 4,9 %).

Уровень молодежной безработицы – 4,5%, женской безработицы – 4,5 %.

Положительные тенденции связаны с ростом производства, инвестиционной активностью предприятий, развитием малого и среднего бизнеса (далее – МСБ), расширением активных мер содействия занятости (реализация государственных программ, создание новых рабочих мест и т.д.).

Безработица имеет многоплановое измерение, речь идет не только об экономике, но и о социальных, а также психологических аспектах. Нужно отметить, что, если человек не работает, то за годы вынужденной безработицы он депрофессионализируется, теряет наработанный годами опыт, иногда опускается на самое социальное дно. Многим психологически трудно начать работать в коллективе после вынужденных лет простоя. Конечно, есть люди, которые изначально не настроены долго и упорно трудиться и ищут легкий заработок. Будущее Казахстана за «умной экономикой», которой уже сегодня нужны квалифицированные, опытные кадры.

3.7. Оплата труда

         Среднемесячная номинальная заработная плата одного работника в 3 квартале 2017 года составила 222739 тенге, по сравнению со 2 кварталом 2017 года уменьшилась на 0,3%, индекс реальной заработной платы составил 98,7%.

Различия в оплате труда характерны для работников, занятых в различных сферах деятельности. Максимальная величина оплаты труда отмечена в профессиональной, научной и технической деятельности –510710 тенге, минимальная в области сельского, лесного и рыбного хозяйства –
136053 тенге.

На крупных и средних предприятиях среднемесячная номинальная заработная плата в 3 квартале 2017 года сложилась в 231251 тенге.

Среднемесячная номинальная заработная плата одного работника, тенге

Индекс реальной заработной платы

за 3 квартал

в процентах к

в процентах к

предыдущему

кварталу

соответствующему кварталу прошлого года

предыдущему

кварталу

соответствующему кварталу прошлого года

Всего

222739

99,7

107,4

98,7

99,4

Сельское, лесное и рыбное хозяйство

136053

86,1

105,0

85,2

97,3

Промышленность

249547

106,2

112,9

105,2

104,5

Строительство

 

309360

114,0

134,8

112,9

124,8

Оптовая и розничная торговля, ремонт автомобилей и мотоциклов

176228

105,1

114,8

104,0

106,3

Транспорт и складирование

240416

102,3

100,6

101,3

93,1

Услуги по проживанию и питанию

163814

108,1

106,8

107,0

98,9

Информация и связь

317549

95,4

108,5

94,4

100,5

Финансовая и страховая деятельность

385838

90,3

104,0

89,4

96,3

Операции с недвижимым имуществом

180284

108,5

110,9

107,5

102,7

Профессиональная, научная и техническая деятельность

510710

117,6

104,0

116,4

96,3

Деятельность в области административного и вспомогательного обслуживания

152390

108,0

114,7

106,9

106,2

Государственное управление и оборона, обязательное социальное обеспечение

200274

97,3

102,6

96,4

95,0

Образование

148561

75,7

95,5

74,9

88,5

Здравоохранение и социальные услуги

154046

95,6

109,8

94,6

101,7

Искусство, развлечения и отдых

300943

141,2

118,8

139,8

110,0

Предоставление прочих видов услуг

240302

102,7

91,8

101,7

85,0

3.8 Динамика уровня экономической активности и занятости населения

Численность рабочей силы (экономического активного населения) города Астаны за период 2013-2017 годов увеличилась на 75757 человек (или 17,4%) и составила на конце 3 квартала 2017 года 510,2 тыс. человек.

Основой для получения информации по рынку труда являются данные выборочного исследования занятости населения, которые проводятся с 2001 года на ежеквартальной основе. Исследованием охватываются все регионы республики. Объектами наблюдения являются домашние хозяйства и лица в возрасте от 15 лет и старше, без установления нижней возрастной границы (при публикации данных исследований используются понятия и определения, основанные на стандартах и методологических рекомендациях Международной Организации Труда (МОТ).

Доля рабочей силы к численности населения составляет 72,6%.

Увеличение уровня экономической активности населения столицы и уровня занятости в целом отражают активизацию рынка труда, обусловленную экономическим подъемом.

Существенный вклад в развитие экономики города Астаны вносят
487334 человек. Уровень занятости к численности рабочей силы достиг 95,5%. Среди занятого населения численность наемных работников составила 456477 человек или 93,7%, самостоятельно занятых – 30857 человек или 6,3%.

В общей численности занятого населения численность мужчин составила 261107 человек, женщин – 226227 человек.

Численность безработного населения в 3 квартале 2017 года составила 22893 человек (в том числе: мужчин – 12310 человек, женщин – 10583 человек).

Численность лиц, не входящих в состав рабочей силы в возрасте 15 лет и старше, составила 192102 человек. Уровень лиц, не входящих в состав рабочей силы, – 27,4%.

Для города характерно преобладание мужской занятости. Среди занятых в отраслях экономики мужчин больше на 34,9 тыс.человек (занятое население – 487334, в том числе: мужчины – 261,1 тыс.человек и женщины – 226,2 тыс.человек). Мужская и женская безработица составляют 4,5%.

Существенную часть незанятых граждан составляют молодые женщины, воспитывающие малолетних детей и детей с ограниченными возможностями.

В текущем году среди занятого населения имеют высшее и среднее профессиональное образование 99,7%.

Старше трудоспособного возраста (женщины в возрасте 58 лет и старше, мужчины 63 года и старше составляют 2735 человек (или 0,6%).

На рынке труда и сфере занятости существуют ряд проблем:

1. Отсутствие единой базы по учету жителей столицы (изучение миграции населения, выявление безработных граждан и обеспечение качественного учета жителей столицы).

На сегодняшний день наблюдается существенное расхождение между общей и официально регистрируемой безработицей.

По данным органов статистики по итогам 3 квартала 2017 года количество безработных составляет 22893 человек. В Коммунальное государственное учреждение «Центр занятости населения акимата города Астаны» обратились в поисках работы 14616 граждан.

При изучении вопроса миграции населения столицы сталкиваемся с расхождением данных органов статистики и миграции по численности населения, в том числе по имеющим в городе постоянную или временную регистрацию, прибывшим и выбывшим гражданам.

По данным статистики на 1 октября 2017 года численность населения составляет 1020722 человек, имеющих постоянную регистрацию (не учитываются сведения по имеющим временную регистрацию).

По данным Управления миграционной полиции Департамента внутренних дел города Астаны только за 10 месяцев 2017 года временно зарегистрировано внутренних мигрантов – 234928 человек и внешних мигрантов – 141697 человек. Сведений об их выбытии из города не имеется;

2. Система образования столицы не адаптирована к потребностям рынка труда.

Несоответствие спроса и предложения на рынке труда.

Ситуация на фиксированном рынке труда столицы характеризуется несоответствием квалификационно-профессиональной структуры спроса и предложения. В связи с этим, одной из актуальных задач является устранение структурного несоответствия путем профессионального обучения, переподготовки и повышения квалификации безработных с учетом потребностей экономики города и ситуации, складывающейся на рынке труда.

Первоочередной задачей в этом направлении является качественное развитие рабочей силы, профессиональное ориентирование безработных на освоение новых сфер трудовой деятельности, в том числе в области предпринимательства, новых инновационных производств и услуг.

Сохраняется дефицит в квалифицированных кадрах по отдельным специальностям и профессиям в обрабатывающей отрасли, строительном комплексе, сферах образования, здравоохранения и сфере услуг.

Недостаточная профессиональная ориентация.

Профессиональные учебные заведения не планируют подготовку специалистов для нужд рынка труда.

Из-за некачественного мониторинга и анализа спроса и предложений рынка труда столицы формирование контингента не всегда соответствует потребностям экономики.

Организации образования технического и профессионального образования не имеют возможности планировать специальности для потребности экономики столицы, а также профессии будущего.

Отсутствует методика профессиональной ориентации, практика показывает, что хорошо поставленная профориентационная работа в учебных заведениях, в первую очередь в школах, существенно помогает и облегчает выпускникам задачу выбора профессии.

В условиях динамично меняющейся мировой экономики при выборе профессии проведение профориентационной работы рекомендуется проводить на протяжении всего трудоспособного возраста;

3. Отсутствие учета и налогооблажения самозанятого населения.

Одна из ключевых проблем – отсутствие регистрации и учета доходов самостоятельно занятых граждан, и, как следствие, налоговых и иных отчислений с прибыли в бюджет.

Статистика показывает, что среди самозанятых основную долю составляют женщины и молодежь. И именно эти люди, сегодня в недостаточной мере охвачены социальными услугами и гарантиями, предоставляемыми государством, хотя они непосредственно взаимодействуют с потребителем, а их работа является показателем уровня жизни населения.

По городу Астане числится 30857 самостоятельно занятых граждан.

При определении самостоятельно занятых граждан столицы возникает вопрос по выявлению и выводу их из теневой экономики (исключить случаи выдачи неофициальной заработной платы «в конверте», незарегистрированного бизнеса и т.д.).

Неформально занятые работники практически лишены возможности социальной, правовой защиты и социального регулирования. Также, при утрате работы неформально занятые граждане не имеют необходимого пакета документов для получения государственных услуг (обязательное медицинское страхование, пенсионные выплаты при достижении пенсионного возраста, социальные выплаты по потере работы, и т.д.), так как с этими людьми при фактическом осуществлении трудовой деятельности:

1) не оформляются должным образом отношения с работодателем;

2) не производится никаких налоговых и социальных отчислений;

4. Недостаточна проводимая работа по созданию стартовых возможностей для безработных и развитию их потенциала, в том числе:

молодежи в возрасте до 29 лет;

женщин, находящихся по уходу за ребенком-инвалидом;

лиц предпенсионного возраста;

лиц с ограниченными возможностями;

лиц, освобожденных из мест лишения свободы;

лиц, состоящих на учете в службе пробации;

выпускников интернатных учреждений и т.д.

Необходима интеграция в рынок труда безработных граждан, обладающих недостаточной конкурентоспособностью (молодежи, женщин, имеющих малолетних детей и детей с ограниченными возможностями, пенсионеров, инвалидов).

Ситуация в сфере трудоустройства для молодежи, по-прежнему, остается напряженной. Недостаточный уровень образования, низкая профессиональная подготовка, отсутствие производственного опыта, плохая информированность о состоянии спроса на рынке труда, высокая конкуренция, стихийная трудовая миграция молодого населения и при этом высокие запросы соискателей – основные препятствия для трудоустройства молодежи;

5. Отсутствие доступа к заемным средствам в банках второго уровня.

Вопрос устойчивого развития МСБ приобретает особую экономическую и социальную значимость. МСБ не всегда может рассчитывать на получение стартового капитала от кредитных организаций и инвесторов, и ему приходится самостоятельно решать эту проблему.

Недоступность кредитных средств по госпрограммам, и неприемлемо высокие процентные ставки банков, при которых уровень покрытия текущих ставок субсидирования находится на незначительном уровне, не позволяют бизнесу эффективно развиваться.

Ограниченный доступ к финансированию затрудняет получение заемных средств на капитальные и текущие расходы. Сложно получить долгосрочные кредиты и кредиты с отсрочкой на развитие. Подорожание импортного оборудования, необходимого для модернизации устаревшего основного фонда, увеличивает расходы бизнеса. Рост цен на энергоносители, бензин, ослабление национальной валюты, рост курсов валют, низкая цена на нефть – все эти факторы сдерживают развитие бизнеса.

Банками второго уровня предлагаются множество кредитов, процентные ставки по которым колеблются в пределах от 19% до 25%, что негативно сказывается на деятельности МСБ.

Справочно: на сегодня город Астана – лидер среди регионов по доле МСБ в валовом внутреннем продукте (далее – ВВП). Численность занятых в МСБ увеличилась на 9%, и составляет почти 316 тыс. человек. В текущем году прогнозируется увеличение темпов роста экономики на 4,1%, рост ВВП прогнозируется довести до 5,8 трлн. тенге.

Количество действующих субъектов МСБ увеличилось на 3,8%, это
96 тыс. ед.

Существует региональные и местные Программы по развитию бизнеса в Астане:

1)  Дорожная карта бизнеса 2020:

по новым инвестиционным проектам процентная ставка 19% , из которых 7% компенсирует государство;

по проектам в обрабатывающей промышленности – 19%, из которых 10% компенсирует государство;

2)  Астана бизнес – не более 8,5%, максимальная сумма кредита 100 млн. тенге;

3)  «Astana – ZhasStarT» – не более 8,5%, максимальная сумма кредита – 20 млн. тенге;

4)  «Startup» – не более 7,9%, максимальная сумма кредита до 50 млн. тенге;

5)  «Astana Service» – не более 8,5%, максимальная сумма кредита 150 млн. тенге;

6)  «Astana Retail» – не более 8,5%, максимальная сумма кредита 200 млн. тенге;

6. Отсутствие свободного доступа к инфраструктуре (коммерческой, производственной), длительная процедура оформления земельного участка, (рост тарифов на коммунальные и транспортные услуги) и длительная процедура получения доступа к заемным средствам.

Одним из препятствий для развития предпринимательства является недоступность производственной инфраструктуры, в первую очередь, это сложности с подключением к коммуникациям (тепло, электроэнергия, вода).

Длительная процедура получения земельного участка в частную собственность и разрешения на начало строительных работ являются значительным барьером для инвестиций, предпринимательства и создания новых рабочих мест.

Время, затраченное на прохождение данных процедур, ведет к потерям для инвесторов, так как существенная часть является заемной и при длительных процедурах согласования откладывается запуск предприятия, что ведет к утрате выгоды и делает город Астану не привлекательной для вложения средств относительно других альтернативных городов.

Существуют проблемы для получения кредита по государственным программам, обязательное условие – подтверждение залога и длительное (от 1 до 6 месяцев) рассмотрение документов банками второго уровня;

7. Отсутствие социального пакета для привлечения востребованных (дефицитных) специалистов (доступное жилье, повышение заработной платы и т.д.).

Сейчас на рынке труда наблюдается отток квалифицированной (работников юридических, экономических, медицинских и технических специальностей) и приток неквалифицированной рабочей силы, не имеющей профессионального образования.

На этом фоне возникают следующие проблемы: удержание квалифицированных специалистов, подготовка замены выезжающим специалистам, профессиональное обучение и переподготовка въезжающей неквалифицированной рабочей силы;

8. Доступность населения к информациям об имеющихся возможностях по трудоустройству.

В настоящее время на рынке труда существует дефицит или недостаточное представление информации целевым группам безработных как по поводу существующих возможностей работы в городе Астане, так и для того, чтобы молодые люди и другие нуждающиеся имели возможность получить желаемое образование и будущую профессию.

Информация о вакансиях и возможностях трудоустройства должна обеспечиваться через государственные центры занятости и частные кадровые агентства.

По сравнению с соискателями рабочих мест работодатель, обеспечивающий спрос на рынке труда, в большей степени обеспечен информацией. В целом проблема информационного обеспечения всех субъектов на рынке труда (как соискателей рабочих мест, так и работодателей) находится сегодня на первом плане.

Информационная асимметрия и отсутствие доступа к информации об имеющихся вакансиях оказывают существенное влияние на поведение субъектов рынка труда, усиливают неопределенность и риски и даже создают благоприятные условия для оппортунистического поведения, что может стать причиной возникновения фрикционной безработицы, имеющей множество негативных социально-экономических последствий.

4. Экономика и занятость

4.1. Структура экономики города Астаны

Удобное расположение в центре Евразийского континента делает город Астану экономически выгодным транспортным, коммуникационным и логистическим центром, своеобразным транзитным мостом между Европой и Азией.

Основу экономики города Астаны составляют различные отрасли сферы услуг, в том числе транспорт, связь, образование и здравоохранение, а также торговля и строительство.

Объем валового регионального продукта (далее – ВРП) в 2016 году составил около 4,9 трлн. тенге, рост на 2,4% к 2015 году. Доля ВРП в объеме страны – 10,4% (2 место после города Алматы).

В структуре ВРП на долю услуг приходится 66,7%, торговли – 17,7%. Вклад сектора производства составляет – 15,6%, в т.ч.: промышленность – 4,6%, строительство – 11%.

Структура ВРП, млрд. тенге

Инвестиционные показатели города Астаны

1997 год

2017 год

ВРП

в 190 раз

на душу населения

в 60 раз

объем инвестиций

в 44 раза

объем промышленной продукции

в 30 раз

4.2. Новая экономика столицы

Структурная перестройка экономики города Астаны предполагает значительное увеличение производительности труда и опережающий рост по сравнению с численностью занятого населения.

Сейчас, мировая экономика находится в начале самой быстрой урбанизации человечества. Об этом говорил шведский ученый К. Нордстрем. Вся парадигма изменений ведет к тому, что мегаполисы, а не отрасли, становятся ключевыми точками роста в ближайшее время. Эта тенденция – урбанизация и власть мегаполисов, будет нарастать.

По данным McKinsey 60% мирового ВВП производится на 600 городских агломерациях и, этот тренд будет нарастать, именно мегаполисы станут основными объектами для инвестиций, центром привлечения талантов, а также центрами постоянных генераций новых технологичных решений и новых идей, в виду высокой экономической плотности. При наличии таких конкурентоспособных мегаполисов будет определяться технологичная развитость любой страны.

Только в мегаполисах возможно зарождение новых секторов четвертой промышленной революции – интернета-вещей, электронной коммерции, систем «умного города», цифровой экономики и других.

На основании Программы развития города Астаны с учетом адаптации к условиям «новой реальности» (далее – Программа), 69 шага Плана нации и поручений Главы государства проводится корректировка.

Одной из главных целей Программы является трансформация столицы в новый глобальный «умный город» Astana Global Smart City. Очень важно выстраивать устойчивую экономическую модель роста, независящую от каких-то переменных факторов, основанную на частных инвестициях, модели государственного частного партнерства и развитии массового предпринимательства.

Для этих целей акиматом города Астаны (далее – акимат) определено
10 приоритетных секторов: 5 ключевых и 5 поддерживающих отраслей.

5 ключевых отраслей:
1 – туризм. Благодаря созданным в столице спортивно-культурным объектам мирового уровня, медицинскому кластеру Астана станет международным центром событийного, делового и медицинского туризма;

2 – строительный кластер, который включает новые технологии в строительстве, новые материалы, инжиниринг, позволяющие обеспечить благоприятный рост столицы, как в территориальном, так и в экономическом масштабах;

3 – финансовый центр. Планируется создания Международного финансового центра «Astana» со специальным набором условий для мировых инвесторов: независимая правовая система, основанная на принципах английского права, налоговые льготы, упрощенный визовый и трудовой режим, современная инфраструктура объектов Международной специализированной выставки ЭКСПО 2017 и связь Астаны прямыми авиасообщениями с основными мировыми финансовыми центрами;

4 – современное производство, включая решения для «умного города»;

5 – государственные услуги и международные организации, это – привлечение в Астану региональных штаб-квартир международных организаций и формирование предложений по совершенствованию национального регулирования в сфере некоммерческих организаций.

5 поддерживающих секторов: профессиональное образование, здравоохранение (медицинский туризм), торговля и логистика, креативные сектора, культура и спорт.

В рамках Программы планируется создание 50 тыс. новых рабочих мест, в том числе 15 тыс. высокооплачиваемых рабочих мест в приоритетных секторах.

4.3. Неформальный сектор экономики и самозанятое население

Проблема высокой доли самозанятого населения остается одним из актуальных вопросов в развитии экономики страны и является одним из факторов бедности населения. Наибольшая доля самостоятельных работников трудится в сельском, лесном и рыбном хозяйстве, а также в оптовой и розничной торговле, ремонте автомобилей и производстве изделий домашнего пользования, транспорте и строительстве. Все эти люди, как правило, имеют низкий и нестабильный доход.

Рекомендуется проведение:

учета самостоятельно занятого населения посредством анкетирования совместно с Местной полицейской службой (МПС) и Ассоциацией кооперативов собственников квартир (АКСК);

мониторинга социальных сетей (осуществление торговой деятельности через инстаграмм, индрайвер, Olx);

информационно-разъяснительной работы представителями Департамента государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан, Государственного учреждения «Управление предпринимательства и промышленности», Палаты предпринимателей путем встреч с населением, разъяснений через социальные сети.

Определив уровень доходов самозанятых граждан, отнести их к соответствующим категориям: «Индивидуальный предприниматель», «Собственник кооператива», «Фермерское хозяйство», «Семейное предприятие» и т.д.

Для решения проблемы сокращения неформальной занятости на государственном уровне необходимо создать благоприятные условия для открытия и функционирования зарегистрированного МСБ, оптимизировать его налогообложение, повысить уровень оплаты труда, совершенствовать правовые нормы и повысить ответственность предпринимателей за осуществление неформальной деятельности.

5. Развитие массового предпринимательства и роль рынка труда

Создание качественно новых видов занятости населения требует наличия динамично развивающего сектора малого и среднего предпринимательства, позволяющего расширять рынки занятых и увеличивать спрос на рабочую силу. Предпринимательство в данном случае включает в себя создание новых предприятий, развитие уже существующих и расширение их бизнеса, стимулирование инициативы внутри крупных фирм.

Развитие МСБ имеет ряд следующих преимуществ:

малое предпринимательство способно быстро создавать новые рабочие места при низкой капиталоёмкости, затраты капитала в расчёте на одно рабочее место в малых предприятиях существенно ниже, чем в крупных;

для малых предприятий характерно более низкое техническое оснащение, т.е. на единицу используемых средств при производстве здесь приходится больше единиц труда, чем на крупных предприятиях;

специфика малых предприятий проявляется в отсутствии в них усложнённых управленческих структур, что облегчает процесс образования таких предприятий;

малый бизнес притягателен для деятельных людей, ибо предоставляет значительные возможности для проявления инициативы, творческой активности;

на малых фирмах широко распространены гибкие условия труда и найма (неполные рабочий день или неделя, скользящий график труда, совместительство и т.п.), что также весьма привлекательно для многих работников.

В результате проводимой политики по поддержке и развитию малого предпринимательства за последние годы произошли значительные изменения как в количественном, так и качественном отношениях.

На 1 ноября 2017 года количество субъектов малого предпринимательства увеличилось на 103,8% в сравнении с соответствующим периодом 2016 года и составило 95,7 тысяч.

Объем произведенной продукции, работ и услуг за январь-июнь
2017 года составил 1734,5 млрд. тенге, по сравнению с аналогичным периодом 2016 года увеличился более чем в 1,5 раза. Численность занятых в сфере МСБ увеличилась в 1,1 раза по сравнению с аналогичным периодом 2016 года и составила 316,2 тыс. человек.

Показатели

2017 год

(тыс. человек)

в % к соответствующему периоду

2016 года

Количество действующих субъектов малого и среднего предпринимательства

на 1 октября 2017 года

95696

103,8

Численность занятых в сфере малого и среднего бизнеса на 1 июля 2017 года

316,2

109,0

 

В целях успешного развития массового предпринимательства предприятия должны работать во взаимодействии между собой и в контакте с местными исполнительными органами для выработки комплекса мер по упрощению процедур создания малых предприятий и постепенному снижению налоговой нагрузки, а также общего фискального бремени на трудовые затраты, что позволит создать новые рабочие места.

Развитие малого и среднего предпринимательства является одной из наиболее эффективных стратегий борьбы с безработицей. Данная стратегия, успешно зарекомендовавшая себя в мировой практике, может быть использована в столице для одновременного достижения двух задач:

1) стимулирования экономического роста через расширение производства товаров и услуг;

2) смягчения социальной ситуации за счет снижения официально регистрируемой и скрытой безработицы, обеспечения безработных и не полностью занятых производительными источниками дохода.

6. Качество рабочих мест: образование, навыки и профориентация

Правильная система образования, ориентированная на потребности рынка, и обеспечивающая получение работниками необходимых навыков, критически важна для устойчивого развития экономики города Астаны.

Навыки могут помочь интегрироваться в глобальные рынки труда и специализироваться в самых технологически продвинутых отраслях. Если участие в глобальных производственно-сбытовых цепочках сопровождается развитием навыков, то это позволит достичь более высоких темпов роста производительности.

Для выхода на глобальные рынки труда и роста на них всем отраслям нужны работники, обладающие не только сильными когнитивными навыками (включая грамотность, счет и решение задач), но также и управленческими и коммуникационными навыками, и готовностью учиться. Для распространения преимуществ производительности труда, определяемых участием в глобальных производственно-сбытовых цепочках по всей экономике, всем предприятиям, даже малым, нужны работники, обладающие такими навыками.

Навыки могут помочь людям лучше реагировать на потенциальное негативное воздействие глобальных производственно-сбытовых цепочек.

Страны могут снизить уязвимость работников перед риском вывода производства за рубеж, инвестируя в развитие навыков своего населения. То, что люди делают на работе, т.е. те навыки, которые они развивают, также сильно влияют на уязвимость их рабочих мест перед лицом возникающих рисков. Если работники обладают необходимыми навыками, они могут развиваться на своем рабочем месте и лучше приспосабливаться к изменяющимся потребностям.

Во всех странах работники с более высоким уровнем образования имеют рабочие места более высокого качества, чем работники, имеющие более низкий уровень образования. Однако, в странах, больше задействованных в глобальных производственно-сбытовых цепочках, больше разница в качестве рабочих мест между высоко образованными и менее образованными работниками.

Большому числу взрослого населения не хватает навыков, необходимых для реагирования на вызовы глобализации. Более 200 миллионов взрослого населения в странах Организации экономического сотрудничества и развития (далее – ОЭСР) (примерно каждый четвертый) имеют низкий уровень грамотности или навыков счета, а 60% из них не хватает навыков, относящихся к обеим категориям.

За последние 15 лет, начав с разных стартовых позиций, Республика Корея и Республика Польша усилили свое участие в глобальных производственно-сбытовых цепочках, а также свою специализацию в технологически продвинутых областях, улучшив, при этом, навыки своего населения и экономические и социальные результаты, воспользовавшись, таким образом, преимуществами глобальных производственно-сбытовых цепочек.

Республика Чили и Турецкая Республика существенно увеличили свое участие в глобальных производственно-сбытовых цепочках, развили навыки, необходимые для реагирования на вызовы глобальных производственно-сбытовых цепочек и добились хороших результатов в плане занятости. Их навыки мало соответствуют требованиям технологически продвинутых отраслей, что частично объясняет низкий уровень специализации этих стран в таких отраслях.

Федеративная Республика Германия (далее – Германия) и Соединенные Штаты Америки (далее – США) также существенно увеличили свое участие в глобальных производственно-сбытовых цепочках. Однако, навыки населения Германии, похоже, оказывают большую поддержку развитию отраслевой специализации в Германии, чем в США.

Ряд стран, например, Греческая Республика и, в некоторой степени, Королевство Бельгия, слабо интегрированы в глобальные производственно-сбытовые цепочки, мало повысили профессиональные навыки своего населения и не смогли воспользоваться глобальными производственно-сбытовыми цепочками как источником экономического роста.

Чтобы воспользоваться преимуществами глобальных производственно-сбытовых цепочек, странам следует инвестировать в образование и подготовку, лучше использовать навыки, лучше координировать меры политики, касающиеся навыков, начиная с образовательной и миграционной политики и заканчивая законодательством по защите занятости, для приведения в соответствие этих мер политике и торгово-промышленным мерам.

Необходимо вооружить выпускников надежной квалификацией и солидным набором актуальных навыков, начиная с дошкольного этапа и продолжая обучение во взрослом возрасте. Системы образования и подготовки должны давать всем обучающимся солидный набор востребованных навыков, для этого необходимо сохранять сфокусированность на когнитивных навыках, разрабатывая новаторские стратегии преподавания, гибкий подход к выбору образовательных программ и тщательно продуманное обучение предпринимательству.

Страны и города могут обеспечить лучшее соответствие навыков потребностям отраслей с помощью высококачественного профессионально-технического обучения, включающего сильный компонент обучения на производстве, а также с помощью конкретных мер политики, способствующих более тесному сотрудничеству между частным сектором, ВУЗами и научно-исследовательскими институтами.

7. Цель, задачи государственной политики на рынке труда столицы

Основная цель: повышение уровня и качества жизни занятого населения на основе развития массового предпринимательства, роста производительности труда, обеспечения приоритетных секторов экономики высококвалифицированными специалистами, обладающими необходимыми компетенциями и навыками.

Ключевые задачи:

1)                создание и внедрение эффективного механизма мониторинга и анализа рынка труда для определения спроса на предложения по имеющимся специальностям и вакансиям;

2)       повышение эффективности функционирования рынка труда путем трансформации служб занятости;

3)       обеспечение сбалансированности спроса и предложения на рынке труда за счет повышения качества рабочей силы и рабочих мест, роста производительности труда;

4)       создание равных возможностей для занятости населения и возможности улучшить свое благосостояние;

5)       создание благоприятных условий для развития массового предпринимательства столицы и привлечение инвестиций в приоритетные и инновационные сектора экономики;

6)        обеспечение рынка труда специалистами, обладающими необходимыми компетенциями и навыками;

7)        стимулирование взаимодействия между государственными органами, работодателями (независимо от форм собственности), неправительственных (НПО) и саморегулируемых организаций (СРО) в реализации политики в сфере занятости населения;

8)       создание благоприятных условий для самозанятого населения и сокращение неформального сектора экономики;

9)   обеспечение доступа населения к информации об имеющихся вакансиях и инструментах повышения квалификации на рынке труда.

Приоритетными направлениями государственной политики на рынке труда города Астаны на долгосрочную перспективу являются:

управление ситуацией на рынке труда;

управление структурой и качеством рабочей силы;

баланс спроса и предложения на рынке труда.

Обеспечение сбалансированности спроса и предложения на рынке труда возможно за счет повышения качества рабочей силы и создания новых рабочих мест, роста производительности труда.

Государственная политика на рынке труда столицы будет направлена на смягчение негативных последствий высвобождения работников, сохранение эффективных рабочих мест и кадрового потенциала. Предполагается особое внимание уделять соблюдению работодателями трудовых прав и социальных гарантий высвобождаемых работников.

Переобучение и повышение квалификации работников, находящихся под риском увольнения, позволят снизить напряженность на рынке труда, сформировать трудовой потенциал в соответствии с перспективной потребностью экономики столицы.

В целях сохранения стабильности на рынке труда столицы между акиматом и крупными предприятиями города будут подписаны Дорожные карты по управляемому перетоку работников компаний на 2017-2025 годы.

8. Ожидаемые результаты

Реализация настоящей Концепции предполагает разработку плана мероприятий с указанием сроков и ответственных исполнителей.

План мероприятий ежегодно уточняется, корректируется и утверждается заместителем акима города Астаны.

Достижение цели и решение поставленных задач позволят:

создать 77500 новых рабочих мест, в том числе: в 2018 году – 19200, в 2019 году – 19300, в 2020 году – 19500, 2021 год – 19500;

удержать уровень безработицы к концу 2021 года до 4,5%, доли зарегистрированных безработных к экономически активному населению до 0,5%;

вывести неформально занятых из теневой экономики;

обеспечить безработных мерами социальной защиты от безработицы;

обеспечить сбалансированность спроса и предложения на рынке труда;

обеспечить приоритетные сектора экономики высоко- квалифицированными специалистами, обладающими необходимыми компетенциями и навыками.

 

На первом этапе в 2018-2019 годах необходимо:

повысить уровень занятости населения;

выявить качественный состав фактически безработных граждан столицы;

не допустить роста общей и регистрируемой безработицы;

сохранить действующие и создать новые рабочие места;

обеспечить благоприятные условия для развития МСБ, увеличить занятость населения в данном секторе;

сократить несоответствие между спросом и предложением на рынке труда;

повысить уровень качественной подготовки кадров организациями образования;

усилить работу по профессиональной ориентации молодежи;

сдержать рост численности работников, находящихся в вынужденных отпусках или работавших неполное рабочее время по инициативе работодателя, обеспечить их социальную поддержку;

повысить уровень социальной защищенности работников, уволенных в связи с ликвидацией организации, или в результате сокращения численности или штата работников, а также безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды, женщины, выпускники и другие категории);

снизить уровень травматизма и профессиональных заболеваний;

обеспечить доступность населения к информациям о занятости.

На втором этапе в 2020-2021 годах следует:

обеспечить улучшение качественного состава трудовых ресурсов за счет роста доли граждан с профессиональным образованием, повышение соответствия его профессионально-квалификационной структуры потребностям экономики столицы;

сохранить действующие и создать новые рабочие места;

обеспечить высококвалифицированными специалистами приоритетные сектора экономики столицы;

повысить уровень качественной подготовки кадров организациями образования;

улучшить качества рабочих мест в приоритетных секторах экономики, в том числе по уровню заработной платы и условиям труда;

увеличить численность занятых и обучаемых по дефицитным профессиям в инновационных секторах экономики;

снизить уровень травматизма и профессиональных заболеваний;

обеспечить:

– сокращение доли населения с доходами ниже величины прожиточного минимума;

– рост денежных доходов населения;

– доступность населения к информациям о занятости.

_____________________________